collapse

* Оглавление контрольных работ

Тематика контрольных работ по экономической теории (для студентов ОЗО гуманитарных факультетов ТГУ)

Тема 1. Экономика: базовые понятия
Тема 2. Спрос и предложение
Тема 3. Эластичность
Тема 4. Основы теории фирмы
Тема 5. Издержки фирмы
Тема 6. Оптимальный объем выпуска конкурентной фирмы
Тема 7. Чистая монополия
Тема 8. Олигополия
Тема 9. Монополистическая конкуренция
Тема 10. Особенности рынков факторов производства
Тема 11. Заработная плата и рынок труда
Тема 12. Капитал и процент
Тема 13. Земля и рента
Тема 14. Предпринимательство и предпринимательский доход
Тема 15. Провалы рынка и провалы государства
Тема 16. Кривая производственных возможностей
Тема 17. Кругооборот материальных и финансовых потоков
Тема 18. Модель AD-AS
Тема 19. Измерение объема выпуска: ВВП
Тема 20. Проблемы занятости и безработица
Тема 21. Инфляция
Тема 22. Экономические циклы
Тема 23. Деньги и денежная масса
Тема 24. Банковско-кредитная система
Тема 25. Монетарная политика
Тема 26. Государственный бюджет и налоговая система
Тема 27. Фискальная политика

Тема 20. Проблемы занятости и безработица

1. Кто из перечисленных ниже наилучшим образом справятся с измерением фактического уровня безработицы:

а) чиновники министерства социальной защиты;

б) социологи;

в) инспектора налоговой службы;

г) работники системы переподготовки кадров.

Выберите правильный ответ и обоснуйте свой выбор.

 

2. Определите, к какой из пяти возможных категорий:

                - занятые;

                - относящиеся к фрикционной безработице;

                - относящиеся к структурной безработице;

                - относящиеся к циклической безработице;

                - не входящие в состав рабочей силы;

относится каждый из перечисленных ниже граждан.

а) Работник, уволенный по собственному желанию.

б) Учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать.

в) Уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил её поиски, решив ждать улучшения экономической ситуации.

г) Бывший слесарь разорившегося предприятия, который учится на курсах бухгалтеров и одновременно ищет работу по новой специальности.

д) Студент, который хотел бы работать, но ещё не начал поиски работы.

е) Автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения.

ж) Пенсионер, который каждую неделю просматривает объявления в газете на случай подходящей работы.

з) Бывший квалифицированный работник оборонного предприятия, который длительное время ищет работу, но не может найти постоянное место, и перебивается случайными заработками.

 

3. Численность населения составляет 100 млн. чел.,

20 млн. человек - дети до 16 лет;

4 млн. человек - люди, находящиеся в длительной изоляции (в психиатрических больницах, в исправительных учреждениях и т.д.);

24 млн. человек – пенсионеры, из них 4 млн. человек работают;

10 млн. человек трудоспособного возраста свободны, не работают и не ищут работу по разным причинам; 4 млн. 600 тыс. человек - безработные.

Используя эти статистические данные, рассчитайте:

а) величину рабочей силы;

б) уровень безработицы;

в) уровень занятости.

 

4. Может ли в экономике страны наблюдаться ситуация, когда численность занятых растет быстрее, чем уменьшается количество безработных? А может ли происходить одновременно рост занятости и безработицы? Должна ли сумма числа занятых и безработных во время экономического подъема равняться их сумме во время спада? Прирост населения не учитывать. Подробно обоснуйте свое решение.

 

5. а) Фактический уровень безработицы в стране в 2006 году был равен 8%, а ее естественный уровень - 6%. Потенциальный ВВП вырос за 2007 год на 3%. На сколько процентов должен был увеличиваться фактический ВВП в 2007 году, чтобы в стране возникла ситуация полной занятости, если коэффициент Оукена равен 3 и естественный уровень безработицы не изменился?

б) На сколько процентов изменится уровень ВВП, если доля занятых в общей численности рабочей силы сократится на 1 %?

 

6. Рассмотрите, как нижеследующие изменения могут повлиять на естественный уровень безработицы:

а) понижение минимального возраста, с которого разрешено брать молодёжь на работу;

б) повышение минимальной заработной платы на 20 %;

в) организация государственной компьютеризированной системы обеспечения информацией, касающейся наличия свободных рабочих мест;

г) снижение размера пособия по безработице;

д) программа долевого участия в прибылях для всех работников;

е) новое законодательство, укрепляющее позиции профсоюзов, когда речь идёт об их участии в переговорах с руководством компании;

ж) законы, обеспечивающие переподготовку рабочих, уволенных с прежнего места работы из-за структурных изменений в экономике;

з) возросшие масштабы использования эффективных автоматических стабилизаторов.

 

 

Литература

1) Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. – М.: Республика, 1992. – Т.1. - Гл. 10. С.157-163.

2) Самуэльсон П.А., Нордхауз В.Д. Экономика.: Пер. с англ.: М.: Бином-Кно-Рус, 1997. – гл. 29. – С.597-608.

3) Курс экономической теории: учебник – Киров: «АСА», 2000. – гл. 19. – С.403-407.

4) Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1993. – Гл. 32. – С. 597-612