collapse

* Оглавление контрольных работ

Тематика контрольных работ по экономической теории (для студентов ОЗО гуманитарных факультетов ТГУ)

Тема 1. Экономика: базовые понятия
Тема 2. Спрос и предложение
Тема 3. Эластичность
Тема 4. Основы теории фирмы
Тема 5. Издержки фирмы
Тема 6. Оптимальный объем выпуска конкурентной фирмы
Тема 7. Чистая монополия
Тема 8. Олигополия
Тема 9. Монополистическая конкуренция
Тема 10. Особенности рынков факторов производства
Тема 11. Заработная плата и рынок труда
Тема 12. Капитал и процент
Тема 13. Земля и рента
Тема 14. Предпринимательство и предпринимательский доход
Тема 15. Провалы рынка и провалы государства
Тема 16. Кривая производственных возможностей
Тема 17. Кругооборот материальных и финансовых потоков
Тема 18. Модель AD-AS
Тема 19. Измерение объема выпуска: ВВП
Тема 20. Проблемы занятости и безработица
Тема 21. Инфляция
Тема 22. Экономические циклы
Тема 23. Деньги и денежная масса
Тема 24. Банковско-кредитная система
Тема 25. Монетарная политика
Тема 26. Государственный бюджет и налоговая система
Тема 27. Фискальная политика

Тема 2. Спрос и предложение

1. Дайте определение спроса. Чем спрос отличается от объема спроса, потребности и фактического объема продаж? Что из нижеперечисленного подходит под определение спроса:

а) мечты поесть мидий;

б) твердое намерение пойти в магазин и купить арбуз;

в) планы покупки яблок, цена на которые неизвестна, на определенную сумму денег;

г) статья бюджета страны;

д) отчет отдела маркетинга о возможной реакции рынка на предложение нового товара;

е) товарный чек.

Дайте пояснение по каждому примеру.

 

2. Шестеро студентов собираются готовить абитуриентов к поступлению в ВУЗ и готовы приобрести лицензии на данный вид деятельности. При этом студент Юрий готов заплатить за лицензию не более 700 рублей, Ольга – не более 900 рублей, Екатерина и Александр – не более 800 рублей, Мария – не более 300 рублей, Владислав – не более 500 рублей. Изобразите общую кривую спроса этих студентов на лицензии.

 

3. Дайте определение предложения. Объясните, почему повышение цены на товар данной фирмы не только вызывает желание производителя расширить его предложение, но и дает ему возможность увеличить выпуск. Почему рост цены приводит также и к увеличению числа производителей на рынке данного товара?

 

4. При рыночной цене картофеля 10 руб. за 1 кг семья из 4 человек выращивала 300 кг картофеля и весь его съедала. Когда цена поднялась до 20 руб. за 1 кг, семья стала выращивать 400 кг картофеля, из них съедать 200 кг, а остальные 200 продавать. Является ли данный факт уменьшения потребления картофеля примером проявления закона спроса?

 

5. Пусть спрос на яблоки в Томске описывается формулой: Qd=100-P, а кривая предложения – формулой Qs=−50+2P (цена в рублях, объем в тоннах).

а) Найдите равновесные значения цены и объема.

б) Предположим, что мэрия Томска установила «потолок» цены, превышение которого запрещено, в 40 рублей за килограмм яблок. Что в этом случае образуется на рынке – дефицит или излишек яблок? Какова будет его величина (в тоннах)?

в) Если спрос упадет на 60 %, каковы будут новые равновесные значения цены и объема на рынке яблок?

 

6. Верны ли следующие утверждения:

а) Если много людей взывают к правительству, требуя какого-нибудь блага, то, значит, существует большой спрос на этот товар.

б) Рост потребительских доходов вызовет увеличение спроса на все товары.

в) Падение цен на телевизоры вызывает рост спроса на телевизоры.

г) Рост предложения приведет к затовариванию на рынке.

д) Если количество купленных товаров равно количеству проданных товаров, то рынок находится в равновесии.

е) Рыночная цена – то же самое, что равновесная цена.

ж) Пересечение кривых спроса и предложения определяет, сколько товаров будет действительно продано, и какой будет на рынке цена.

Объясните в каждом случае, почему, на Ваш взгляд, данное утверждение является верным или неверным.

 

Литература

1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. – М.: Республика, 1992. – Т.1. - Гл. 4. С.61-80

2. Самуэльсон П.А., Нордхауз В.Д. Экономика.: Пер. с англ.: М.: Бином-Кно-Рус, 1997. – Гл. 3. – С.82-96

3. Курс экономической теории: учебник – Киров: «АСА», 2000. – Гл. 5 §7. – С.91-98

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. – Гл. 3, §§ 3.2, 3.3 - С. 82-96

5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1993. – Гл. 3

6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – СПб: Эконом. школа, 1994. – Т.1. – Гл.2. – С.39-100