|
Тематика контрольных работ по экономической теории (для студентов ОЗО гуманитарных факультетов ТГУ)
Тема 1. Экономика: базовые понятия Тема 2. Спрос и предложение Тема 3. Эластичность Тема 4. Основы теории фирмы Тема 5. Издержки фирмы Тема 6. Оптимальный объем выпуска конкурентной фирмы Тема 7. Чистая монополия Тема 8. Олигополия Тема 9. Монополистическая конкуренция Тема 10. Особенности рынков факторов производства Тема 11. Заработная плата и рынок труда Тема 12. Капитал и процент Тема 13. Земля и рента Тема 14. Предпринимательство и предпринимательский доход Тема 15. Провалы рынка и провалы государства Тема 16. Кривая производственных возможностей Тема 17. Кругооборот материальных и финансовых потоков Тема 18. Модель AD-AS Тема 19. Измерение объема выпуска: ВВП Тема 20. Проблемы занятости и безработица Тема 21. Инфляция Тема 22. Экономические циклы Тема 23. Деньги и денежная масса Тема 24. Банковско-кредитная система Тема 25. Монетарная политика Тема 26. Государственный бюджет и налоговая система Тема 27. Фискальная политика |
1. Каковы основные признаки олигополии? На рынке нефтепродуктов работают тысячи фирм. По каким признакам можно определить, что этот рынок является олигополистическим?
2. Почему олигополия на рынках практически никогда не трансформируются в монополию или монополистическую конкуренцию? Почему олигополисты редко прибегают к ценовым формам конкуренции? Какими методами обычно ведется конкурентная борьба между ними?
3. Коротко охарактеризуйте четыре формы поведения олигополистов в отношении цены и выпуска. Опишите ситуации и причины, их порождающие, когда олигополисты ведут себя по отношению к потребителям как единый чистый монополист. Что, кроме количества фирм, все же отличает такую отрасль от чистого монополиста?
4. а) Какие внутренние факторы способны разрушить картель? Что заставляет фирмы поступаться собственной самостоятельностью ради сговора с другими олигополистами? Почему государство запрещает картели? б) В 2007 году отрасль А функционировала в условиях совершенной конкуренции и находилась в долгосрочном равновесии. В 2008 году фирмы, оперирующие в отрасли, образовали картель. В результате все участники отраслевого картеля получили в 2008 году экономическую прибыль на 10 млн. долл. больше, чем в 2007 году. Можно ли определить, чему равна экономическая прибыль картеля в 2008 году? Как вы думаете, будет ли такой картель (из многих фирм) существовать долго? в) Каковы факторы, необходимые для обеспечения устойчивости картеля, и устойчива ли данная форма? Как вы понимаете фразу: «Алчность создает картели, алчность их и разрушает»?
5. Кривая спроса на продукцию фирмы-олигополиста до точки слома описывается формулой P=25-2Q, а после точки слома P=30-3Q. Какова буде величина разрыва по оси цен кривой МR?
6. В чем выражается тесная взаимозависимость фирм-олигоаполистов? От чего зависит сила этой взаимозависимости? Назовите основные факторы, определяющие уровень взаимозависимости, и приведите примеры олигополистических рынков с разным уровнем взаимосвязи (реальные или гипотетические).
Литература1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. – М.: Республика, 1992. – Т.2. – Гл. 28. – С.124-139 2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. – Гл.8 §1. – С.249-260 3. Курс экономической теории: учебник – Киров: «АСА», 2000. – Гл. 7, §6. – С.146-154 4. Самуэльсон П.А., Нордхауз В.Д. Экономика.: Пер. с англ.: М.: Бином-Кно-Рус, 1997. – Гл. 10. – С.206-210, 212-213. 5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1993. – Гл. 12 6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – СПб: Эконом. школа, 1994. – Т.2. – Гл.11. – С.164-254 |