Избранные лекции из учебника А.В. Павлова «Микроэкономика. Промежуточный курс» Материал предоставлен для ознакомительных целей и использование материала этого учебного пособия без указания автора учебника и ссылки на этот электронный ресурс недопустимо. Авторское право: © Павлов А.В., 2010 Тема 2 - Потребительский выбор и кривые безразличия Лекция 2. Предпочтения и ресурсные ограничения потребителей Лекция 3. Выбор потребителя Тема 3 - Решения потребителей и рыночный спрос Лекция 4. Реакция потребителя на изменение дохода и цен Лекция 5. Потребительский излишек и рыночный спрос |
Соединив точки Е1, Е2 и Е3 получим кривую «цена – потребление» (Р – С), которая показывает все оптимальные наборы товаров, которые выбирает потребитель при разных уровнях цены данного товара. Из неё выводится обычная, простая индивидуальная кривая спроса DM (рис. 4-4b), являющаяся графическим отображением зависимости величины спроса потребителя (предпочтения и бюджетные возможности которого показаны на рис. 4-4а) на товар Х от его рыночной цены. Снижение цены товара Х, приводит к увеличению спроса на него. Анализ спроса потребителя с помощью кривых безразличия позволяет открыть свойства кривой спроса, обосновать которые было невозможно в рамках вводного курса. 1. Цены других товаров фиксированы, но с изменением цены товара Х покупаемое количество других товаров может изменяться. Так, на рис. 4-4а видно, что с понижением цены товара Х с Р1 до Р2 потребление других товаров сокращается (в наборе Е2 их меньше, чем в наборе Е1. При снижении цены с Р2 до Р3 потребление других товаров несколько возрастает. 2. В каждой точке кривой спроса выполняется условие равновесия потребителя: MRSX,O = PX/PO (где MRSX,O – предельная норма замещения других товаров О товаром Х, а РО – цена других товаров). С понижением цены товара PX/P становится всё меньше и наклон кривой безразличия уменьшается. 3. Кривая спроса показывает какова предельная ценность (MV) блага Х для потребителя при разных уровнях потребления. Это следует из того, что высота кривой спроса в любой точке равна цене, и, следовательно, равна MRS (см. выше пункт 2). То есть длина вертикального отрезка от абсциссы до точки на кривой спроса даёт информацию о том, от какого количества других благ максимально готов отказаться потребитель, чтобы получить дополнительную единицу данного блага. Например, предельная ценность блага Х при уровне его потребления Х2, равна величине Р2 (рис. 4-4b). Именно не больше такого количества других благ (рублей) готов отдать потребитель в точке равновесия Е2 за дополнительную единицу Х (рис. 4-4а). Таким образом, кривая спроса на благо - это кривая предельной ценности этого блага для данного потребителя. Должна ли кривая спроса всегда иметь отрицательный наклон?
Товар, спрос на который падает с понижением его цены, и растёт с её повышением называется товаром Гиффена. Но возможно ли существование товаров Гиффена в реальной жизни? Чтобы объяснить феномен положительной кривой спроса, необходимо рассмотреть эффекты дохода и замещения возникающие при изменении цены. |