collapse

Информация

Избранные лекции из учебника А.В. Павлова «Микроэкономика. Промежуточный курс»

Материал предоставлен для ознакомительных целей и использование материала этого учебного пособия без указания автора учебника и ссылки на этот электронный ресурс недопустимо.

Авторское право: © Павлов А.В., 2010

* Содержание

Тема 2 - Потребительский выбор и кривые безразличия

    Лекция 2. Предпочтения и ресурсные ограничения потребителей
         2.1. Потребительские предпочтения и кривые безразличия
         2.2. Бюджетные ограничения для потребителя

    Лекция 3. Выбор потребителя
        3.1. Потребительский оптимум
        3.2. Равновесие потребителя в модели: «составной товар–отдельный товар»

    Вопросы для повторения

Тема 3 - Решения потребителей и рыночный спрос

    Лекция 4. Реакция потребителя на изменение дохода и цен
        4.1. Изменения в доходе и потребительский выбор.
        4.2. Рыночная цена выбор потребителя. Выведение простой кривой индивидуального спроса.
        4.3. Эффекты дохода и замещения, связанные с изменением цены.
        4.4. Кривые спроса с компенсированным доходом.

     Лекция 5. Потребительский излишек и рыночный спрос
        5.1. Потребительский излишек как мера благосостояния потребителя.
        5.2. Подход Хикса. Компенсирующая и эквивалентная вариации дохода.
        5.3. От индивидуального спроса к рыночному спросу.
             5.3.1. Эффект повального увлечения
             5.3.2. Эффект сноба
             5.3.3. Эффект Веблена
        5.4. Обратная функция спроса.
        5.5. Эластичность спроса по цене.

4.1. Изменения в доходе и потребительский выбор

Предположим, что рыночные цены товаров и предпочтения потребителя не меняются. Изменяется только его доход. Что произойдёт тогда с потреблением товара Х потребителем, который ранее выбрал оптимальный набор благ, то есть достиг равновесия? Используем в нашем анализе модель «составной товар – отдельный товар». Если доход возрастает сначала с I1 до I2, а затем до I3, то бюджетная линия сдвигается вправо ( рис. 4-1). При этом её наклон не меняется, так как цена товара Х остаётся прежней.

Рисунок 4-1Равновесие, достигнутое данным потребителем в точке Е1, нарушается – больший доход даёт возможность увеличить потребление товаров. Потребитель находит новые оптимальные наборы Е2 и Е3 соответствующие более высоким уровням дохода I2 и I3. Совокупность точек Е1, Е2, Е3, показывающих равновесные наборы товаров при разных уровнях дохода, образует кривую  «доход – потребление» (I –C).

В нашем примере на рис. 4-1 потребитель с ростом дохода расширяет потребление товара с Х1 до Х2 и Х3. Товар, потребление которого увеличивается с ростом дохода покупателя, называется нормальным товаром. Следовательно, товар Х для данного потребителя – нормальный товар.

Для нормального товара: Наклон кривой «I – C» ≥ 0.

Рисунок 4-2Если же с ростом дохода потребление товара сокращается, то это – низший товар. На рис. 4-2, где использована двухпродуктовая модель, предпочтения потребителя и рыночные цены таковы, что повышение дохода приводит к сокращению числа покупаемых  аудиокассет. Очевидно аудиокассеты для данного потребителя являются низшим товаром. В то же время потребитель, имея более высокий доход, теперь больше покупает компакт дисков. Их поэтому можно отнести к нормальным товарам.

Для низшего товара: Наклон «I - С» ≤ 0

Подчеркнём, что критерием деления товаров на нормальные и низшие является реакция спроса конкретных потребителей на изменение их дохода. Это означает, что:

1.      Невозможно определить является ли данный товар как таковой низшим или нормальным. Для одних потребителей он может быть нормальным, для других низшим.

2.      Для отдельного потребителя товар может быть и низшим и нормальным в зависимости от уровня его дохода.

Например, при повышении месячного дохода с 3 до 4 тыс. рублей Иванов будет покупать не одну аудиокассету в неделю как раньше, а две. В указанном диапазоне изменения дохода аудиокассеты для Иванова  являются нормальным товаром. Если при дальнейшем увеличении дохода до 6 тыс. рублей, Иванов станет покупать 1 аудиокассету в две недели, то для него этот товар будет уже низшим.

?Вопрос читателю: как будет вы глядеть в приведённом выше примере кривая «цена-потребление»? Нарисуйте график.

Низшие товары обычно принадлежат к кругу узко определяемых товаров. Они, как правило, входят в более широкую группу, включающую более качественные товары (например, аудиозаписи на виниловых пластинках, кассетах, компакт-дисках).

Не следует смешивать низший товар с антиблагом. Низшие товары входят в состав благ, как и нормальные товары. Кривые безразличия в том случае, когда потребитель делает выбор между нормальным и низшим благом выглядят как обычные выпуклые кривые с отрицательным наклоном. В ситуации выбора между благом и антиблагом кривые безразличия приобретают положительный наклон.

Спрос на товар как функция дохода

Если предпочтения потребителя и все цены не меняются, то функцию спроса на товар Х по доходу можно записать как:

, где В – доход (бюджет) потребителя, а Т – его предпочтения (вкусы).

Кривая, изображающая зависимость спроса на товар от дохода покупателя получила название кривой Энгеля по имени немецкого статистика Эрнста Энгеля (1821-1896).

Кривая Энгеля легко выводится из кривой «доход – потребление».

Рисунок 4-3Построим кривую Энгеля, используя пример, проиллюстрированный графиком 4-1. Обозначим три уровни дохода как В1, В23. Кривая «доход – потребление» показывает нам оптимальные для данного потребителя количества товара Х при  каждом уровне дохода: Х1, Х2, Х3. Энгель изучил бюджеты и расходы большого количества семей. Это позволило ему открыть и  сформулировать так называемый закон Энгеля, согласно которому доля расходов на питание в доходе потребителя с ростом дохода испытывает тенденцию к уменьшению. Энгель также открыл, что доля расходов на одежду и жилище относительно постоянна, в то время как доля расходов не «предметы роскоши» (образование, здоровье, отдых, путешествия и т.п.) с ростом дохода возрастает.

Кривая Энгеля обычно имеет положительный наклон, потому что большинство товаров для потребителей являются нормальными. При этом кривая Энгеля не обязательно является прямой линией. Если количество покупаемого товара растёт быстрее, чем доход (что, как следует из законов Энгеля характерно для «предметов роскоши») то кривая отклоняется от прямой вправо. Если доход растёт быстрее, чем спрос на товар, то кривая Энгеля отклоняется влево, что характерно для так называемых «предметов первой необходимости». Кривая Энгеля для низшего товара будет иметь, как это вытекает из формы кривой «доход –потребление», отрицательный наклон, то есть будет нисходящей.

Влияние изменения дохода на величину спроса можно также показать, используя обычную кривую спроса:

При увеличении дохода кривая спроса на нормальный товар сдвигается вправо, а кривая спроса на низший товар – влево.