collapse

Информация

Избранные лекции из учебника А.В. Павлова «Микроэкономика. Промежуточный курс»

Материал предоставлен для ознакомительных целей и использование материала этого учебного пособия без указания автора учебника и ссылки на этот электронный ресурс недопустимо.

Авторское право: © Павлов А.В., 2010

* Содержание

Тема 2 - Потребительский выбор и кривые безразличия

    Лекция 2. Предпочтения и ресурсные ограничения потребителей
         2.1. Потребительские предпочтения и кривые безразличия
         2.2. Бюджетные ограничения для потребителя

    Лекция 3. Выбор потребителя
        3.1. Потребительский оптимум
        3.2. Равновесие потребителя в модели: «составной товар–отдельный товар»

    Вопросы для повторения

Тема 3 - Решения потребителей и рыночный спрос

    Лекция 4. Реакция потребителя на изменение дохода и цен
        4.1. Изменения в доходе и потребительский выбор.
        4.2. Рыночная цена выбор потребителя. Выведение простой кривой индивидуального спроса.
        4.3. Эффекты дохода и замещения, связанные с изменением цены.
        4.4. Кривые спроса с компенсированным доходом.

     Лекция 5. Потребительский излишек и рыночный спрос
        5.1. Потребительский излишек как мера благосостояния потребителя.
        5.2. Подход Хикса. Компенсирующая и эквивалентная вариации дохода.
        5.3. От индивидуального спроса к рыночному спросу.
             5.3.1. Эффект повального увлечения
             5.3.2. Эффект сноба
             5.3.3. Эффект Веблена
        5.4. Обратная функция спроса.
        5.5. Эластичность спроса по цене.

5.3.2. Эффект сноба

Рисунок 5-8

Эффект сноба заключается в том, что при снижении цены на товар, когда некоторые группы общества расширяют потребление этого товара, другие группы снижают его, чтобы «выделиться из толпы». Этот эффект противоположен эффекту повального увлечения. Рыночная кривая спроса в этом случае может демонстрировать больший наклон, чем тот который может быть предсказан при прямолинейном агрегировании индивидуальных кривых спроса.

На рис. 5-8 прогнозируемый потребителями спрос (в соответствие с агрегированной кривой рыночного спроса D1) составляет Q1. При снижении цены до Р2 спрос Q2 оказывается большим, чем ожидаемый Q1. Некоторые потребители, чтобы «не быть как все» сокращают свой спрос ( кривая D1 сдвигается влево). Если цена на рынке остаётся на  уровне Р2, то кривая спроса будет сдвигаться до положения D2, и объём спроса составит Q3. Соединив прямой линией две точки – а и с, получим рыночную кривую спроса, более крутую, чем кривые, не учитывающие эффект снобизма.

Если бы эффект снобизма по своей величине превосходил эффекты дохода и замещения, то величина рыночного спроса с понижением цены стала бы меньше Q1 (на графике точка с находилась бы левее и ниже точки а как на рис. 5-9). Тогда кривая рыночного спроса приобрела бы положительный наклон. Но это невозможно, так как низкий рыночный спрос побудил бы снобов покупать больше.