Эффект повального увлечения состоит в том, что когда цена товара падает и спрос на него
возрастает, отдельные покупатели, желая
«быть не хуже других», или не «отстать от моды», также увеличивают свой спрос. Примерами могут служить спрос на
гротескно тупоносую обувь, спрос на мобильные телефоны, спрос молодых людей на
пиво, которое можно распивать идя по улице, и т.п. В результате спрос
расширяется в большей, чем прогнозировалось степени за счёт дополнительных
покупателей. Это означает, что рыночная кривая
спроса не может быть просто суммой индивидуальных кривых спроса. Она будет
иметь более пологий уклон, чем тот который имел бы место без описанного
эффекта. На рис. 5-7 линия D1 – это
кривая рыночного спроса как горизонтальная
сумма спроса всех потребителей, каждый из которых считает, что на рынке
будет продано Q1 единиц
(точка а). Если цена упадёт до Р2, то эффекты дохода и
замещения, как предсказывает линия D1,
приведут к росту величины спроса до Q2
(точка b). Q2 больше, чем Q1.
Люди увидят, что рыночные продажи больше, чем они ожидали. Они «присоединятся к
толпе». Линия D начнёт
сдвигаться вправо. Если цена будет оставаться на уровне Р2, этот сдвиг прекратится, когда линия спроса достигнет
положения D2. Точка с показывает, какими действительно будут продажи (Q3 по цене Р2).
Соединив точки а и с, получим кривую рыночного спроса, учитывающую эффект
повального увлечения. Эта кривая будет более пологой, чем обычная кривая
спроса.