* Как мы защищали курсовые работы

« предыдущая тема || следующая тема »
Прочитано
2006 раз

Опубликовано: 30.05.2013 в 09:06

Было актуально до: 06.06.2013

Последнее редактирование:
28.02.2015 в 07:03

На прошлой неделе завершилась защита курсовых работ у студентов-первокурсников. В течение мая они представляли результаты своих первых научных исследований. Для многих презентационная сессия стала своеобразным итогом длительной и непривычной работы, которая велась на протяжении всего учебного года.
 
Преподаватели-члены комиссий терпеливо заслушивали выступления юных исследователей, задавали вопросы и часто получали на них грамотные нетривиальные ответы.
Что-то получилось, что-то, быть может, пока не очень, но, уже очевидно, что новый формат представления научных проектов и превентивный УИРС стали мощными драйверами, помогающими избавляться от некачественных курсовых работ. Презентационные сессии открыли во многих талант оратора, умение парировать при защите, формировать и отстаивать свою точку зрения.
 «Что Вам дали УИРС и сама процедура защиты курсовых работ?», – обратились мы с вопросом к нескольким студентам экономического факультета.

Айсула Тонтокова, 1 курс
Айсула Тонтокова, 1 курс: «В ходе занятий по введению в учебно-исследовательскую работу студентов я научилась тому, как подбирать литературу под тему моей курсовой работы и где ее можно найти. Были полезны занятия по использованию найденной информации, то есть как правильно ее цитировать в тексте. В общем-то, мне все понравилось. УИРС был полезен. А публичная презентация моего проекта научила меня правильно вести себя перед экспертной комиссией: как собраться и не волноваться, отвечать на заданные вопросы».

Андрей Браун, 1 курс
Андрей Браун, 1 курс: «Для меня занятия по написанию курсовой работы были очень полезны. Мне там все понравилось и пригодилось. Однако есть одно существенное замечание. УИРС не всегда совпадало с моим расписанием занятий и приходилось что-то придумывать, «выкручиваться». Было бы здорово, если его внесли в расписание, как обычную пару. Это очень упростит жизнь. Кто-то на УИРС ходил, а кто-то нет. При защите я заметил большое преимущество у посещавших. У них гораздо меньше ошибок».

Анастасия Мандракова
Анастасия Мандракова, 1 курс: «Меня научили писать работы «на отлично». Благодарна за это. Я познакомилась со стандартами оформления и прочими тонкостями курсовых работ. Придя из школы, естественно, я этого не могла знать. Спасибо».

Дугар Зундуев, 1 курс
Дугар Зундуев, 1 курс: «Оформление!.. Меня научили оформлять свою курсовую работу (оказывается, что я этого не умел делать). А потом я с успехом и без проблем ее защитил перед комиссией преподавателей. Защита тоже не прошла просто так. Сейчас бы я кое-что сделал по-другому».

Инна Красницкая, 1 курс
Инна Красницкая, 1 курс: «Ну не знаю даже, что мне дал этот УИРС. Раздел по оформлению мне понравился и пригодится, наверное. Курсовую еще не защищала. Пожеланий нет никаких».

Антон Лапшаков, 1 курс
Антон Лапшаков, 1 курс: «УИРС, конечно, многое дал. Во-первых, оформлять курсовую научили, узнал все требования к работе. Во-вторых, это развитие. Научили презентовать. После защиты мы поняли, что нужно быть ответственнее, нужно так писать, чтобы потом не было стыдно перед экспертами и однокурсниками».

Алина Трошкина, 5 курс
Алина Трошкина, 5 курс: «Не понимаю, почему все самое интересное начинается только на пороге нашего ухода из университета?! Почему так несправедливо? Я, например, в свое время, учась на первом курсе, и мечтать не могла о том, что кто-то нас будет специально обучать всем этим правилам, технике презентации и т.д. Это же просто счастье, друзья! Мы все это сами постигали. Делали ошибки, между прочим».

Елена Панова, 5 курс
Елена Панова, 5 курс: «Согласна с Алиной. Этот УИРС и правда облегчает жизнь студентам. Это очень интересная и важная задумка преподавателей. Я бы в свое время ни одно занятие не пропустила. Мне и моим однокурсникам, к слову сказать, эти знания не помешали бы и сейчас при написании дипломной».

Анастасия Муксунова, 5 курс
Анастасия Муксунова, 5 курс: «А я была на защите нескольких курсовых. Меня удивило уже то, что на саму защиту пришли посмотреть, послушать и поддержать выступающего 8 человек. Это же прекрасный опыт выступления уже на первом курсе. А «зрители» не просто сидели, они записывали что-то. Уверена, что это все им было не просто интересно, но пригодилось для защиты своей курсовой. Очень позитивно оцениваю этот эксперимент».

Анаит Оганян, магистрант
Анаит Оганян, магистрант: «Я в ходе своей педагогической практики каждый вторник в лаборатории помогала всем, кто просил проконсультировать по вопросам написания курсовой работы. Удивило то, что не было каких-то глупых вопросов или полного непонимания. У студентов чувствовалась подготовка, полученная на УИРС. Они со знанием дела подходили к написанию курсовой. Это тоже успех, по-моему. УИРС должно быть. Без публичных защит сейчас тоже не обойтись».

А что думают руководители курсовых работ студентов-первокурсников и преподаватели курса «Основы учебно-исследовательской работы студентов»? Какие плюсы и минусы видятся им от внедрения в практику новых методических приемов и как последние можно преодолеть?
 
Татьяна Ивановна Коломиец, д-р экон., наук, профессор
Татьяна Ивановна Коломиец, д-р экон., наук, профессор: «Работа со студентами, пишущими курсовую, дала полное ощущение того, что учащиеся стали более «подкованными». Эта работа всегда нуждается в тесном и комплексном взаимодействии «студент – научный руководитель», предполагает готовность студента воспринять все высказанные ему преподавателем замечания и поправить недочеты. Что удивило, так это активное и осмысленное желание студента написать качественную курсовую, дабы не казаться хуже других при ее защите перед экспертной комиссией. Студенты были всегда отзывчивыми и с явной охотой брались за доработку текста, делали работу «живой». У меня, конечно же, есть большая благодарность к сотрудникам лаборатории и коллегам, которые, на мой взгляд, сыграли роль в том, что студенты заметно академически «подросли». Я с удовольствием обнаружила, что при публичной защите студенты порой блестяще рассуждали и делали грамотные выводы. Сами мультимедийные презентации не стали способом «навязать» текст экспертам комиссии, они были, скорее, гармоничным дополнением доклада. Так и должно быть. Нельзя от этого отказываться ни в коем случае.
Естественно, как часто бывает, небольшая часть защищающихся не смогли для себя найти ничего особенного в УИРС. Они же, между тем, допускали гораздо большее количество ошибок. Жаль, что не все пожелали достичь «высокой планки».

Анна Владимировна Ложникова, д-р экон., наук, профессор
Анна Владимировна Ложникова, д-р экон., наук, профессор: «УИРС – традиционная методическая технология в других университетах, которая была применена к экономическому образованию в ТГУ. УИРС лучше всего отвечает идеологии Национального исследовательского университета, где основной лейтмотив – объединение учебы и исследований. Глубоко убеждена, что на первом курсе УИРС задает верный тон научным исследованиям.
Внедрение УИРС стало возможным только потому, что на экономическом факультете появилась площадка – Учебно-научная лаборатория социально-экономических исследований – с современным оборудованием.
Я в этом году много раз была в комиссии при защите курсовых работ. При этом готова отметить несколько «прорывных» моментов. Во-первых, требования к публичной защите проекта теперь прививаются уже с самого первого курса. Раньше эта задача ставилась перед студентами лишь на 5 курсе при представлении итоговой квалификационной работы. Во-вторых, нельзя не отметить «прозрачность» работы студента над курсовой. Теперь куда проще стало выявить «заказную» или скачанную из Интернета работу. В третьих, процедура защиты курсовых работ фактически превращается в открытую площадку, на которой могут встречаться студенты разных курсов и преподаватели. Форма открытой сессии – это очень хорошо еще и потому, что дает основание для объединения усилий в изучении одной проблемы с точки зрения разных экономических дисциплин.
Кстати, мы отмечаем, что изменения требуют и сами темы курсовых работ из банка исследовательских задач. Порой они представляются слишком сложными для студентов младших курсов. Представляется, что тематику также нужно четко вновь делить по отраслям. Это важный современный тренд в образовании, продиктованный временем. На рынке скоро появится большой дефицит в экономистах-профессионалах, ориентирующихся в конкретных отраслях промышленности, реального сектора. Подготовить их – наша задача.
В заключение хочу сказать, что сегодня больше нельзя снижать образовательные стандарты экономического образования, иначе мы рискуем значительно отстать даже от российских школ. Методология УИРС обязательно должна распространиться на все курсы факультета. В противном случае, системности достичь не удастся, и тщетными будут усилия большого числа наших коллег».

Михаил Владимирович Чиков, канд. экон. наук, доцент
Михаил Владимирович Чиков, канд. экон. наук, доцент: «На мой взгляд, проводимый в этом году факультатив УИРС, показал свою необходимость. Связано это, прежде всего с тем, что, к большому сожалению, большинство студентов на первом курсе совершенно не обладают навыками написания курсовых работ. Более того, многие даже не понимают, зачем им это вообще необходимо. Поэтому курс УИРС в первую очередь ориентирован на то, чтобы студенты получили необходимые первоначальные навыки для подготовки и написания курсовых работ, реализации самостоятельных исследовательских проектов, навыки письменной и устной самопрезентации и т.д. Однозначно результаты проведения курса УИРС можно признать положительными. Однако как показала работа со студентами, многие из них совершенно не умеют работать с такими программными продуктами как Word, Excel и Power Point (о других офисных и презентационных продуктах даже пока и не говорим). Как результат – большое количество неправильно оформленных курсовых работ. Это несколько удивительно, что современная молодежь не умеет работать с такими базовыми программами. Следует сразу уяснить, что навыки работы на компьютере на уровне опытного пользователя являются сегодня одним из обязательных условий при приеме на работу. Поэтому возможно курс УИРС необходимо скорректировать с учетом этих особенностей.
Примененный в этом году формат публичной защиты курсовых работ сам по себе не является принципиально новым, поскольку на кафедре общей и прикладной экономики курсовые работы традиционно защищались только так. Просто теперь этот процесс выведен на новый, более высокий уровень. Стоит отметить, что данный формат дает студентам бесценный опыт письменной и устной самопрезентации. Конечно, некоторым студентам сложно справиться с волнением во время защиты, но это нормально. Стрессовая ситуация – это тоже важный элемент обучения. Пока студенты могут этого не понимать, полагая, что преподаватели слишком требовательны и возможно не всегда справедливы, но со временем они обязательно поймут, что тем самым мы готовили их к будущей профессиональной деятельности».

Пожелаем нам всем успехов!