Избранные лекции из учебника А.В. Павлова «Микроэкономика. Промежуточный курс» Материал предоставлен для ознакомительных целей и использование материала этого учебного пособия без указания автора учебника и ссылки на этот электронный ресурс недопустимо. Авторское право: © Павлов А.В., 2010 Тема 2 - Потребительский выбор и кривые безразличия Лекция 2. Предпочтения и ресурсные ограничения потребителей Лекция 3. Выбор потребителя Тема 3 - Решения потребителей и рыночный спрос Лекция 4. Реакция потребителя на изменение дохода и цен Лекция 5. Потребительский излишек и рыночный спрос |
Эффект сноба заключается в том, что при снижении цены на товар, когда некоторые группы общества расширяют потребление этого товара, другие группы снижают его, чтобы «выделиться из толпы». Этот эффект противоположен эффекту повального увлечения. Рыночная кривая спроса в этом случае может демонстрировать больший наклон, чем тот который может быть предсказан при прямолинейном агрегировании индивидуальных кривых спроса. На рис. 5-8 прогнозируемый потребителями спрос (в соответствие с агрегированной кривой рыночного спроса D1) составляет Q1. При снижении цены до Р2 спрос Q2 оказывается большим, чем ожидаемый Q1. Некоторые потребители, чтобы «не быть как все» сокращают свой спрос ( кривая D1 сдвигается влево). Если цена на рынке остаётся на уровне Р2, то кривая спроса будет сдвигаться до положения D2, и объём спроса составит Q3. Соединив прямой линией две точки – а и с, получим рыночную кривую спроса, более крутую, чем кривые, не учитывающие эффект снобизма. Если бы эффект снобизма по своей величине превосходил эффекты дохода и замещения, то величина рыночного спроса с понижением цены стала бы меньше Q1 (на графике точка с находилась бы левее и ниже точки а как на рис. 5-9). Тогда кривая рыночного спроса приобрела бы положительный наклон. Но это невозможно, так как низкий рыночный спрос побудил бы снобов покупать больше. |