Избранные лекции из учебника А.В. Павлова «Микроэкономика. Промежуточный курс» Материал предоставлен для ознакомительных целей и использование материала этого учебного пособия без указания автора учебника и ссылки на этот электронный ресурс недопустимо. Авторское право: © Павлов А.В., 2010 Тема 2 - Потребительский выбор и кривые безразличия Лекция 2. Предпочтения и ресурсные ограничения потребителей Лекция 3. Выбор потребителя Тема 3 - Решения потребителей и рыночный спрос Лекция 4. Реакция потребителя на изменение дохода и цен Лекция 5. Потребительский излишек и рыночный спрос |
Эффект Веблена (эффект престижного потребления), названный по имени открывшего его американского экономиста и социолога Торстейна Веблена (1857-1929) возникает тогда, когда в результате падения цены товара некоторые потребители решают, что это произошло из-за ухудшения его качества или утери им «исключительности» в глазах общества, и сокращают потребление этого товара. И наоборот, рост цены товара ведёт к увеличению покупок. Вследствие этого рыночная кривая спроса приобретает более крутой наклон, чем прогнозируемый (как на рис. 5-8). Она может даже стать восходящей(то есть иметь положительный наклон), что противоречит закону спроса. Предположим, что цена товара падает с Р1 до Р2 (рис. 5-9). В отсутствие эффекта Веблена, это привело бы к движению вниз вдоль агрегированной кривой спроса D1 из точки а в точку b. Под действием эффекта дохода и замещения величина спроса увеличилась бы с Q1 до Q2. Однако потребители, ожидавшие, что цена товара будет Р1, снижение цены могут воспринять как свидетельство того, что данный товар перестал быть престижным, и они захотят сократить его потребление (сдвиг кривой D в положение D2). Величина спроса поэтому при цене Р2 понизится до Q3. В результате кривая рыночного спроса, проведённая через точки a и с, будет иметь необычный положительный наклон. Но эффект Веблена возможен только в ограниченном ценовом диапазоне. При достаточно высокой цене (выше p1) потребители столкнутся с бюджетными ограничениями и не смогут позволить себе «демонстративное потребление. Тогда кривая рыночного спроса приобретёт нормальный отрицательный наклон. При достаточно низкой цене (ниже р1) каждый может себе позволить покупать данный товар и этот товар станет малоподходящим объектом для престижного потребления. Эффект Веблена в отношении такого товара вообще не возникнет. Поэтому кривая рыночного спроса с эффектом Веблена напоминает букву Z. |