collapse

Информация

Избранные лекции из учебника А.В. Павлова «Микроэкономика. Промежуточный курс»

Материал предоставлен для ознакомительных целей и использование материала этого учебного пособия без указания автора учебника и ссылки на этот электронный ресурс недопустимо.

Авторское право: © Павлов А.В., 2010

* Содержание

Тема 2 - Потребительский выбор и кривые безразличия

    Лекция 2. Предпочтения и ресурсные ограничения потребителей
         2.1. Потребительские предпочтения и кривые безразличия
         2.2. Бюджетные ограничения для потребителя

    Лекция 3. Выбор потребителя
        3.1. Потребительский оптимум
        3.2. Равновесие потребителя в модели: «составной товар–отдельный товар»

    Вопросы для повторения

Тема 3 - Решения потребителей и рыночный спрос

    Лекция 4. Реакция потребителя на изменение дохода и цен
        4.1. Изменения в доходе и потребительский выбор.
        4.2. Рыночная цена выбор потребителя. Выведение простой кривой индивидуального спроса.
        4.3. Эффекты дохода и замещения, связанные с изменением цены.
        4.4. Кривые спроса с компенсированным доходом.

     Лекция 5. Потребительский излишек и рыночный спрос
        5.1. Потребительский излишек как мера благосостояния потребителя.
        5.2. Подход Хикса. Компенсирующая и эквивалентная вариации дохода.
        5.3. От индивидуального спроса к рыночному спросу.
             5.3.1. Эффект повального увлечения
             5.3.2. Эффект сноба
             5.3.3. Эффект Веблена
        5.4. Обратная функция спроса.
        5.5. Эластичность спроса по цене.

5.3.3. Эффект Веблена

Рисунок 5-9

Эффект Веблена (эффект престижного потребления), названный по имени открывшего его американского экономиста и социолога Торстейна Веблена (1857-1929) возникает тогда, когда в результате падения цены товара некоторые потребители решают, что это произошло из-за ухудшения его качества или утери им «исключительности» в глазах общества, и сокращают потребление этого товара. И наоборот, рост цены товара ведёт к увеличению покупок. Вследствие этого рыночная кривая спроса приобретает более крутой наклон, чем прогнозируемый (как на рис. 5-8). Она может даже стать восходящей(то есть иметь положительный наклон), что противоречит закону спроса.

Предположим, что цена товара падает с Р1 до Р2 (рис. 5-9). В отсутствие эффекта Веблена,  это привело бы к движению вниз вдоль агрегированной кривой спроса D1 из точки а в точку b. Под действием эффекта дохода и замещения величина спроса увеличилась бы с Q1 до Q2. Однако потребители, ожидавшие, что цена товара будет Р1, снижение цены могут воспринять как свидетельство того, что данный товар перестал быть престижным, и они захотят сократить его потребление (сдвиг кривой D в положение D2). Величина спроса поэтому при цене Р2 понизится до Q3. В результате кривая рыночного спроса, проведённая через точки a и с, будет иметь необычный положительный наклон.

Но эффект Веблена возможен только в ограниченном ценовом диапазоне. При достаточно высокой цене (выше p1) потребители столкнутся с бюджетными ограничениями и не смогут позволить себе «демонстративное потребление. Тогда кривая рыночного спроса приобретёт нормальный отрицательный наклон.

При достаточно низкой цене (ниже р1) каждый  может себе позволить покупать данный товар и этот товар станет малоподходящим объектом для престижного потребления. Эффект Веблена в отношении такого товара вообще не возникнет. Поэтому кривая рыночного спроса с эффектом Веблена напоминает букву Z.