collapse

Информация

Избранные лекции из учебника А.В. Павлова «Микроэкономика. Промежуточный курс»

Материал предоставлен для ознакомительных целей и использование материала этого учебного пособия без указания автора учебника и ссылки на этот электронный ресурс недопустимо.

Авторское право: © Павлов А.В., 2010

* Содержание

Тема 2 - Потребительский выбор и кривые безразличия

    Лекция 2. Предпочтения и ресурсные ограничения потребителей
         2.1. Потребительские предпочтения и кривые безразличия
         2.2. Бюджетные ограничения для потребителя

    Лекция 3. Выбор потребителя
        3.1. Потребительский оптимум
        3.2. Равновесие потребителя в модели: «составной товар–отдельный товар»

    Вопросы для повторения

Тема 3 - Решения потребителей и рыночный спрос

    Лекция 4. Реакция потребителя на изменение дохода и цен
        4.1. Изменения в доходе и потребительский выбор.
        4.2. Рыночная цена выбор потребителя. Выведение простой кривой индивидуального спроса.
        4.3. Эффекты дохода и замещения, связанные с изменением цены.
        4.4. Кривые спроса с компенсированным доходом.

     Лекция 5. Потребительский излишек и рыночный спрос
        5.1. Потребительский излишек как мера благосостояния потребителя.
        5.2. Подход Хикса. Компенсирующая и эквивалентная вариации дохода.
        5.3. От индивидуального спроса к рыночному спросу.
             5.3.1. Эффект повального увлечения
             5.3.2. Эффект сноба
             5.3.3. Эффект Веблена
        5.4. Обратная функция спроса.
        5.5. Эластичность спроса по цене.

5.3.1. Эффект повального увлечения

Рисунок 5-7Эффект повального увлечения состоит в том, что когда цена товара падает и спрос на него возрастает, отдельные покупатели, желая  «быть не хуже других», или не «отстать от моды», также увеличивают свой спрос. Примерами могут служить спрос на гротескно тупоносую обувь, спрос на мобильные телефоны, спрос молодых людей на пиво, которое можно распивать идя по улице, и т.п. В результате спрос расширяется в большей, чем прогнозировалось степени за счёт дополнительных покупателей. Это означает, что рыночная кривая  спроса не может быть просто суммой индивидуальных кривых спроса. Она будет иметь более пологий уклон, чем тот который имел бы место без описанного эффекта. На рис. 5-7 линия D1 – это кривая рыночного спроса как горизонтальная  сумма спроса всех потребителей, каждый из которых считает, что на рынке будет продано Q1 единиц (точка а). Если цена упадёт до Р2, то эффекты дохода и замещения, как предсказывает линия D1, приведут к росту величины спроса до Q2 (точка b). Q2 больше, чем Q1. Люди увидят, что рыночные продажи больше, чем они ожидали. Они «присоединятся к толпе». Линия D начнёт сдвигаться вправо. Если цена будет оставаться на уровне Р2, этот сдвиг прекратится, когда линия спроса достигнет положения D2. Точка с показывает, какими действительно  будут продажи (Q3 по цене Р2). Соединив точки а и с, получим кривую рыночного спроса, учитывающую эффект повального увлечения. Эта кривая будет более пологой, чем обычная кривая спроса.