collapse

Информация

Избранные лекции из учебника А.В. Павлова «Микроэкономика. Промежуточный курс»

Материал предоставлен для ознакомительных целей и использование материала этого учебного пособия без указания автора учебника и ссылки на этот электронный ресурс недопустимо.

Авторское право: © Павлов А.В., 2010

* Содержание

Тема 2 - Потребительский выбор и кривые безразличия

    Лекция 2. Предпочтения и ресурсные ограничения потребителей
         2.1. Потребительские предпочтения и кривые безразличия
         2.2. Бюджетные ограничения для потребителя

    Лекция 3. Выбор потребителя
        3.1. Потребительский оптимум
        3.2. Равновесие потребителя в модели: «составной товар–отдельный товар»

    Вопросы для повторения

Тема 3 - Решения потребителей и рыночный спрос

    Лекция 4. Реакция потребителя на изменение дохода и цен
        4.1. Изменения в доходе и потребительский выбор.
        4.2. Рыночная цена выбор потребителя. Выведение простой кривой индивидуального спроса.
        4.3. Эффекты дохода и замещения, связанные с изменением цены.
        4.4. Кривые спроса с компенсированным доходом.

     Лекция 5. Потребительский излишек и рыночный спрос
        5.1. Потребительский излишек как мера благосостояния потребителя.
        5.2. Подход Хикса. Компенсирующая и эквивалентная вариации дохода.
        5.3. От индивидуального спроса к рыночному спросу.
             5.3.1. Эффект повального увлечения
             5.3.2. Эффект сноба
             5.3.3. Эффект Веблена
        5.4. Обратная функция спроса.
        5.5. Эластичность спроса по цене.

5.3. От индивидуального спроса к рыночному спросу

Мы вывели кривую индивидуального спроса и объяснили с помощью эффектов дохода и замещения её отрицательный наклон. Но в большинстве исследований используется кривая рыночного спроса.

Мы видели также как поведение отдельного потребителя определяет кривую спроса, то есть связь между ценой, по которой он мог бы купить товар, и количеством, которое он решает купить. На большинстве рынков все потребители покупают товар по одной цене, поэтому можно говорить о единой рыночной цене и единой кривой спроса, представляющей общий спрос всех потребителей на данный товар как функцию его цены. Так как общее количество, на которое предъявляется спрос при любом уровне цены это количество которое хочет купить первый потребитель по данной цене плюс количество, которое хочет купить второй потребитель по данной цене плюс ... то кривая рыночного спроса представляет собой горизонтальную сумму всех индивидуальных кривых спроса, как показано на рис. 5-6.

Рисунок 5-6Предположим на рынке действуют три покупателя, спрос каждого из которых  представлен на графике линейной кривой спроса  d1, d2 и d3 .

Покажем сначала, как можно сложить кривые индивидуального спроса геометрически. Затем рассмотрим алгебраическое решение задачи.

Поскольку все функции индивидуального спроса линейны, постольку сложение их даёт тоже линейную функцию рыночного спроса. Но полученная линия будет ломаной, состоящей из нескольких отрезков, каждый из которых  соответствует определённому диапазону изменения цены. Найдём критические точки, соединив которые мы получим эту ломаную кривую.

При рыночной цене Р3 величина спроса на рынке равна 0, так как ни один из потребителей не готов покупать по этой цене даже единицу товара Х (D = d1+d2+d3 = 0+0+0 = 0). Мы получили первую точку на кривой рыночного спроса, а с координатами (0,Р3).

В диапазоне цены между Р3 и Р2 единственным покупателем товара является 3-й потребитель. Рыночный спрос при цене Р2 равен: D = d1+d2+d3 = 0+0+2 = 3. Координаты второй точки кривой рыночного спроса, b – (2,P2). Поэтому в этом ценовом диапазоне рыночная кривая спроса совпадает с d3 на участке ab.

В ценовом диапазоне Р2 – Р1 спрос предъявят 1-й и 3-й потребители. При цене Р1 величина рыночного спроса составит D = d1+d2+d3 = 3+0+8 = 11. Координаты с - следующей точки кривой рыночного спроса – (11,Р1). Соединив прямой линией точки b и c, получим участок кривой рыночного спроса bc.

Наконец, при Р=0 все три потребителя предъявят спрос: D = d1+d2+d3 = 5+8+12=25. Соединив прямой линией точку f (25,0) с точкой с, получим последний участок кривой рыночного спроса сf.

Как получить уравнение функции рыночного спроса, если известны уравнения  функций индивидуального спроса?

Изображённые на рис. 5-6 функции индивидуального спроса, описываются уравнениями:

Спрос 1-го потребителя:  Q1 = 5 – 0,5P;     (1)

Спрос 2-го потребителя:  Q2 = 8 – 2P;        (2)

Спрос 3-го потребителя:  Q3 = 12 – P          (3)

Для того, чтобы определить какой будет величина совокупного спроса при любом уровне цены на рынке, нужно алгебраически сложить уравнения индивидуального спроса:  Qdрын. = Q1 + Q2  + Q3.

Однако простое решение:  Qdрын = 25 – 3,5Р, было бы ошибочным, поскольку оно не учитывает того, что в некоторых ценовых диапазонах рыночный спрос состоит из спроса не всех, а только отдельных потребителей. Поэтому при суммировании приходится эти диапазоны учитывать. Определим их.

Из уравнения (3) найдем, что при Р ≥ 12 спрос 3-го потребителя будет равен нулю (на рис. 5-6 Р3 =12). Из уравнения (2) следует, что если Р 10, то спрос 2-го потребителя равен 0 ( на рис. 5-6 этому уровню цены соответствует Р2. Из уравнения (1) находим, что при Р 4 спрос 1-го потребителя тоже равен 0.

Следовательно, если 10 ≤  Р ≤ 12, то рыночный спрос состоит только из спроса 3-го потребителя. В этом ценовом диапазоне уравнение функции рыночного спроса представлено только уравнением (3): Qdрын = Q3 = 12 – P.

В диапазоне 4 ≤ Р ≤ 10 спрос на рынке предъявляют 3-й и 1-й потребители. Поэтому на этом участке рыночный спрос: Qdрын. = Q1 + Q3  (5 – 0,5Р) + (12 – Р) = 17 – 1,5Р.

Наконец, если 0 ≤ Р ≤ 4, то Qdрын. = Q1 + Q2  + Q3 = (5 – 0,5Р) + (8 – 2Р) + (12 – Р) = 25 –3,5Р.

 Понятно, что кривая рыночного спроса, являясь горизонтальной суммой нисходящих индивидуальных кривых спроса, также имеет отрицательный наклон. Даже, если некоторые потребители имеют восходящую кривую спроса, то они не делают погоды на данном рынке, так как подавляющее большинство покупателей имеют нормальные, нисходящие кривые спроса. Это ещё одна причина, по которой мы можем не беспокоиться о товаре Гиффена в дальнейшем анализе.

Есть несколько интересных  случаев, когда рыночный спрос формируется не как простая сумма спроса отдельных покупателей. Эти случаи – так называемый «эффект повального увлечения» (bandwagon effect), «эффект сноба» и «эффект Веблена».