collapse

Информация

Избранные лекции из учебника А.В. Павлова «Микроэкономика. Промежуточный курс»

Материал предоставлен для ознакомительных целей и использование материала этого учебного пособия без указания автора учебника и ссылки на этот электронный ресурс недопустимо.

Авторское право: © Павлов А.В., 2010

* Содержание

Тема 2 - Потребительский выбор и кривые безразличия

    Лекция 2. Предпочтения и ресурсные ограничения потребителей
         2.1. Потребительские предпочтения и кривые безразличия
         2.2. Бюджетные ограничения для потребителя

    Лекция 3. Выбор потребителя
        3.1. Потребительский оптимум
        3.2. Равновесие потребителя в модели: «составной товар–отдельный товар»

    Вопросы для повторения

Тема 3 - Решения потребителей и рыночный спрос

    Лекция 4. Реакция потребителя на изменение дохода и цен
        4.1. Изменения в доходе и потребительский выбор.
        4.2. Рыночная цена выбор потребителя. Выведение простой кривой индивидуального спроса.
        4.3. Эффекты дохода и замещения, связанные с изменением цены.
        4.4. Кривые спроса с компенсированным доходом.

     Лекция 5. Потребительский излишек и рыночный спрос
        5.1. Потребительский излишек как мера благосостояния потребителя.
        5.2. Подход Хикса. Компенсирующая и эквивалентная вариации дохода.
        5.3. От индивидуального спроса к рыночному спросу.
             5.3.1. Эффект повального увлечения
             5.3.2. Эффект сноба
             5.3.3. Эффект Веблена
        5.4. Обратная функция спроса.
        5.5. Эластичность спроса по цене.

4.2. Рыночная цена и выбор потребителя. Выведение простой кривой индивидуального спроса

Рисунок 4-4Как влияет изменение цены на потребительский выбор? Пусть денежный доход потребителя и цены других товаров фиксированы, и изменяется только цена интересующего нас товара Х. Если цена товара Х снижается с Р1 до Р2, а затем до Р3, то наклон бюджетной линии уменьшается – она поворачивается вокруг точки М вправо (рис. 4-4а). Наклон бюджетной линии В1 равен Р1, наклон В2 = Р2, наклон В3 = Р3. При снижении цены с Р1до Р2 набор Е1  перестаёт быть оптимальным для потребителя. Условие равновесия нарушается: предельная норма замещения товаром Х других товаров (наклон кривой безразличия U1  в точке Е1, равный наклону бюджетной линии В1, то есть Р1) становится больше наклона бюджетной линии В2. Потребитель готов отдать большее количество других товаров за дополнительную единицу товара Х, чем требует от него рынок. Поэтому потребитель увеличивает количество товара Х в своём наборе. Он находит новый оптимальный набор 2), в котором содержится Х2. При снижении цены до Р3 потребитель выбирает новый оптимальный набор (Е3), который включает ещё большее количество товара ХХ3.

Соединив точки Е1, Е2 и Е3 получим кривую «цена – потребление» (Р – С), которая показывает все оптимальные наборы товаров, которые выбирает потребитель при разных уровнях цены данного товара. Из неё выводится обычная, простая индивидуальная кривая спроса  DM (рис. 4-4b), являющаяся графическим отображением зависимости величины спроса потребителя (предпочтения и бюджетные возможности которого показаны на рис. 4-4а) на товар Х от его рыночной цены. Снижение цены товара Х, приводит к увеличению спроса на него.

Анализ спроса потребителя с помощью кривых безразличия позволяет открыть свойства кривой спроса, обосновать которые было невозможно в рамках вводного курса.

1.     Цены других товаров фиксированы, но с изменением цены товара Х покупаемое количество других товаров может изменяться. Так, на рис. 4-4а видно, что с понижением цены товара Х  с Р1 до Р2 потребление других товаров сокращается (в наборе Е2 их меньше, чем в наборе Е1.   При снижении цены с Р2 до Р3 потребление других товаров несколько возрастает.

2.     В каждой точке кривой спроса выполняется условие равновесия потребителя: MRSX,O = PX/PO (где MRSX,O – предельная норма замещения других товаров О товаром Х, а РО – цена других товаров). С понижением цены товара PX/P становится всё меньше и наклон кривой безразличия уменьшается.

3.     Кривая спроса показывает какова предельная ценность (MV) блага Х для потребителя при разных уровнях потребления. Это следует из того, что высота кривой спроса в любой точке равна цене, и, следовательно, равна MRS (см. выше пункт 2). То есть длина вертикального отрезка от абсциссы до точки на кривой спроса даёт информацию о том, от какого количества других благ максимально готов отказаться потребитель, чтобы получить дополнительную единицу данного блага. Например, предельная ценность блага Х при уровне его потребления Х2, равна величине Р2 (рис. 4-4b). Именно не больше такого количества других благ (рублей) готов отдать потребитель в точке равновесия Е2 за дополнительную единицу Х (рис. 4-4а). Таким образом, кривая спроса на благо - это кривая предельной ценности этого блага для данного потребителя.

Должна ли кривая спроса всегда иметь отрицательный наклон?

Рисунок 4-5Теоретически можно предположить, что предпочтения потребителя при сложившихся ценах и его доходе таковы, что с понижением (повышением) рыночной цены, потребление им блага Х уменьшится (возрастёт). В таком случае) связь между величиной спроса и ценой будет положительной. На рисунке 4-5, где потребитель достигает равновесия в точке Е1, при понижении цены товара Х бюджетная линия поворачивается направо. Потребитель находит новое равновесие в точке Е2, выбирая набор в котором количество товара Х меньше, чем в исходном наборе. Кривая спроса на товар Х в этом случае приобретает положительный наклон.

Товар, спрос на который падает с понижением его цены, и растёт с её повышением называется товаром Гиффена.

Но возможно ли существование товаров Гиффена в реальной жизни? Чтобы объяснить феномен положительной кривой спроса, необходимо рассмотреть эффекты дохода и замещения возникающие при изменении цены.